Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

 

 

Как научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами? 

 1 марта стартует олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1–9 классов. Она пройдет на портале Учи.ру. 

На что потратить карманные деньги, как накопить на подарок, что оптимальнее выбрать в магазине — простые финансовые задачи дети начинают решать еще в раннем возрасте. Однако повзрослев, далеко не все могут похвастаться умением рационально распоряжаться бюджетом и знанием основ финансовой безопасности. Систематизировать знания поможет изучение финансовой грамотности. 

Задачи олимпиады учат оценивать риски, планировать бюджет, а также развивают бизнес-навыки. Игровые методики помогут ребенку погрузиться в конкретные ситуации и лучше усвоить материал. 

Олимпиада продлится до 31 марта. Присоединяйтесь!

Откроет олимпиаду онлайн-урок руководителя Службы по защите прав потребителей Банка России Михаила Мамуты «Как не потеряться в мире финансов и достичь своей цели: пять правил». Трансляция пройдет 1 марта в 9:30 в группе Банка России «ВКонтакте», а также в личных кабинетах учеников 6–11 классов и учителей на сайте олимпиады. Можно зарегистрироваться на урок заранее, чтобы получить напоминание.

Мероприятие проводится при содействии Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России и Нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».

 

  

 

Приказ МБОУ "Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н.И. Чувина" от 09.09.2022 г. №  283 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году"  

 

Естественнонаучная грамотность (Пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников)

 

Математическая грамотность (Пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников)

 

Читательская грамотность (Пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников)

 

О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

 

О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности

 

Приказ Министерства просвещения Российской Федарации № 219 от 6 мая 2019 года "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

 

Приказ Департамента № 1306 от 14.09.2021 г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году "

 

Приложение № 1 к приказу департамента образования и науки Брянской области от 14.09.2021 г. № 1306

 

Приказ Управления образования администрации Брянского района № 240-п от 24.08.2021 г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году"

 

Приказ от 30.09.2021 № 251 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году"

 

План мероприятий по реализации мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся  МБОУ «Супоневская СОШ №1 им. Героя Советского Союза Н.И.Чувина» на 2021/2022 учебный год

 

Формирование функциональной грамотности как одна из задач современного образования

 

  

Человек стремится познать окружающий мир и определить свое местов нем. Главными помощницами в этом нелегком деле были и есть древнейшие, коронованные науки -   Математика, Астрономия и География. Со временем от Географии отделились Биология и Физика, а в  17 веке родилась Химия.

Плеяда естествоведческих наук помогала и помогает найти ответы на многие вопросы: «Сколько?», «Где?», «Почему?», «Кто?», «Как?», «Из чего?»

Казалось бы, всё открыто и изведано, однако до сих пор планета хранит свои тайны, и,возможно, нынешние ученики, будущие Менделеевы и Ломоносовы, найдут заветный ключик к ним!

Современный мир многогранен, поэтому и общество должно соответствовать ему, т.е. быть компетентным в различных сферах жизни… 

Модернизация  начинается  с образования! Главная задача учителя–научитьдумать! Думать широко и обоснованно, можно сказать, функционально,и этому способствуют тематические декады!Именно декады дают возможность наполнить красками и оживить сухой теоретический материал.

Так, пятиклассники на интеллектуальной математической игре «Своя игра» учились мыслить креативно(учитель Кузнецова Н.Н.).

Прокопенко Т.С., Сочинская Н.В., учителя математики, провели несколько мероприятий в 6-11 классах.Все задания способствовали формированию математической компетентности обучающихся, а также развитию их финансовой грамотности.

Будущие выпускники приняли участие в интеллектуальной игре, на которой состоялось знакомство с выдающимися людьми в области физики и их новейшими разработками (учитель Савенко А.Ю.).

Естественнонаучную грамотность формировали Сурина А.С. и Чувина Н.И.  на мероприятиях «Биологический калейдоскоп» (9-е классы), «ГЕО КВН» (6-е классы).Девятиклассники приобретали навык решения биологических задач, а шестиклассники разыграли  пантомиму «Случай в океане», продемонстрировав  ещё и актерские возможности.

Игра «В лабиринтах химии» (8 класс, учитель Брянцева А.А.) способствовала не только расширению кругозора учащихся, но работе в команде, что очень важно в современном мире.

В рамках декады в 5-11 классах прошли спортивные мероприятия под девизом: «Современное общество –здоровое общество» (учитель Пачкал Ю.С.).

Участники мероприятий показали свою способность применять знания, умения и навыки для решения широкого диапазона задач в различных естественнонаучных дисциплинах.

В будущем нашим воспитанникам пригодится этот опыт для решения более сложных, жизненных задач, ибо только функционально грамотный человек способен вступить в отношения с внешней средой,максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 

  

 

 

 

 

«И в просвещении быть с веком наравне»

Есть мнение, что в любой цивилизации именно педагогу принадлежит ведущая роль — «не политику, не генералу и даже ученому — учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи».

       Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени". 

Именно поэтому общество пытается определить, какие критерии, навыки нужны, чтобы выжить в таком обществе, что для этого нужно. Отсюда возникает такое понятие, как функциональная грамотность.

              4 марта 2022 года   в Супоневскойсредней школе №1 имени Героя Советского Союза Н.И. Чувина состоялся педагогический совет по теме «Формирование функциональной грамотности как одна из задач современного общества». В ходе мероприятия учителя обсудили не только исторические и теоретические аспекты функциональной грамотности (далее ФГ), но и поделились с коллегами личным опытом по формированию у обучающихся читательской, математической, глобальной, финансовой. креативной, естественнонаучной грамотности.

 Участники мероприятия дискутировали о проблемах в обучении ФГ, в частности о том, что содержание учебников, их методический аппарат не позволяет достичь высоких результатов по формированию ФГ; что в школах не хватает системности, но все учителя готовы работать над этим, потому что уверены, что это отдельный массив знаний, который нужно давать ребенку помимо предметной программы.

         На педсовете в интерактивной форме учителя попробовали создать портрет функционально грамотной личности и пришли к выводу, что «это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач».

 

 

 

Приказ МБОУ "Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н.И. Чувина" № 56 от 11.03.2022 г. "О проведении регионального мониторинга уровня функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году"

 

 Аналитическая справка по итогам мониторинга сформированности функциональной грамотности обучающихся 9-хклассов образовательных организаций Брянской области

 

 

Ресурсы по функциональной грамотности

Открытые задания PISA на ФИОКО  https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
 Институт стратегии развития образования  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
 Банк заданий по функциональной грамотности РЭШ  https://fg.resh.edu.ru/
 Банк заданий по функциональной грамотности Просвещения - платный  https://media.prosv.ru/fg/

 Банк заданий ФИПИ

 

 https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

 

Читательская грамотность как составляющая функциональной грамотности и основы работы с текстом

 

Сборник заданий по формированию читательской грамотности

 

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

 

Методические рекомендации для учителей "Сборник задач на формирование естественнонаучной грамотности"

Дата последнего обновления страницы 15.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения